Сейчас это направление становится все более модным, а вещи близкие к идеям дзен-буддизма или фен-шуй некоторые считают признаком утонченности и изысканности.
В таком стиле обустраивают интерьеры квартир и офисов, заказывают ландшафтным дизайнерам японские сады. Главное отличие же восточного мышления – это придание куда большего влияния внутреннему, чем наружному, видимому миру. Такой сад невозможно разбить без четкого понимания сути вещей, тщательного планирования, уравновешивания стихий и энергий. Очень простой на первый взгляд, но продуманный до мельчайшего камешка, он производит колоссальное впечатление, очищает разум, просветляет душу.
Размер не важен, получить нужный результат можно и в крупном парке, и на небольшом клочке земли, например, внутреннем дворике. В отличии от европейского стиля с альпийскими горками и тому подобными вещами, основная задача японского сада – это не место для веселого, активного отдыха, а созерцание, пробуждение ощущения красоты и гармонии даже в самых привычных вещах, умиротворение и успокоение. Безупречность – в каждом листочке, а не в пышном букете, совершенство камня, выточенного природой. Шум воды вместо громкой музыки, спокойствие и гармония вместо искусственного веселья.
Основной стиль японских садов сложился более 1300 лет назад, основой его был принцип цукияма (сяккэй), так называемый «заимствованный пейзаж», уменьшенная копия естественных мест. Основной его принцип – холм и вода, ключевые элементы сада – камни, песок, вода, низкорослые деревья, имитация природных красот. Вместо привычных для нас прямых ровных аллей – извилистые тропки, пышных фонтанов – причудливые ручейки с мостиками или каменными переходами, водопады. Не встретишь пышных клумб и цветников, их заменяют вечнозеленые хвойные деревья и кустарники, каждый элемент сада уникален.
Обязательно присутствуют два основных начала – мужское «янь» и женское «инь», янь связан с землей, камнями, инь – это вода. Неважно, чтобы вода была на самом деле, достаточно ее символического отображения. Хорошо, когда камни потемневшие, обросшие мхом, полузарытые в землю. Если вода в пруду, то ее должно быть много, отражение – еще один секрет японского очарования.
С распространение буддизма связано появление другого направления сада – карэ сансуй. Строгое, аскетичное, соответствует философии дзен, ничего лишнего, отвлекающего и мешающего медитации. Совершенно ровная поверхность, только песок и гравий, имитирующие водную поверхность, волны рисуются граблями либо выкладываются мелкими камешками. Более крупные камни располагаются в кажущемся беспорядке, обычно по три в группе, эти композиции соответствуют мировоззрению дао. Выделяется один большой камень, это, своего рода алтарь, место поклонения духам природы, окружающие – играют подчиненную роль.
К XV веку большое значение приобрела чайная церемония, в садах появились специальные домики. Обязательная неровная мощеная дорожка из камня, скамья, на которой приглашенные гости ждали разрешения войти, низкий проем, чтобы поклонились все, независимо от происхождения. Вдоль тропинок, ведущих в них, начали устанавливать каменные фонари, ставшие потом характерной деталью японских садов. Чайные домики стали объединяющей, переходной деталью этих классических стилей.
Если же появилось желание сделать что-то подобное у себя, стоит понять, насколько близка эта философия, соответствует ли она внутреннему настрою. И только если это действительно так, можно приступать к оформлению.
Для японского сада желательно, чтобы участок был правильной геометрической формы, квадрат или прямоугольник. Стоит выделить одну главную деталь, вокруг которой будет развиваться идея сада. Основные принципы – незаконченность, несимметричность, нечеткость, неравенство, не повторяемость опять-таки являются подражанием живой природе, где не встретишь двух одинаковых листков.
Сад не должен быть виден сразу весь, путника поджидает много неожиданностей, сюрпризов, как в той самой шкатулке с секретом, когда кажется, вот последний поворот, и все, загадка разгадана. Но за ним появляется еще один, потом еще…
Вода может быть падающая, достаточно традиционно – если есть декоративный пруд, только ни в коем случае не с четкими правильными очертаниями. Чем больше изгибов, дань диким побережьям – тем лучше, берега оформлены камнями: несколько крупных изображают скалы, камни поменьше, прямо у кромки воды как будто прорастают со дна, чуть в отдалении – небольшие островки.
Настоящий японский сад не поразит яркими красками, скорее там можно найти все оттенки зеленого, поэтому основная флора – хвойные, папоротники, знаменитая сакура, японский клен. Очень хорошо, если есть мох. Если растение лиственное и сбрасывает зелень осенью, поинтересуйтесь, как выглядят голые ветки. Эстетичность не зависит от времени года, зимой притягательность парка должна быть не меньше.